Статья психолога Светланы из Твери, написанная в 2004 году, когда 6-ая и 7-ая книги еще не были изданы. Часть 1. Представляет интерес проанализировать психологические аспекты взаимоотношений героев сказочной серии, т.к. столкновения их характеров играют важную сюжетообразующую роль во всех книгах серии, вышедших на русском языке. И это не только столкновение сил добра, которые представлены соответственно Гарри, его друзьями и соратниками, с силами зла, Волан-де-Мортом и его слугами, но и с такими персонажами, которые четко не принадлежат ни к темному миру, ни к светлому. Наиболее яркий представитель этой группы – профессор Северус Снегг (в других переводах Снейп, Злодеус Злей). Пожалуй, что взаимоотношения Снегга с другими героями сказочной повести, мотивы его поведения и поступков, прогнозы развития особенностей его характера являются не маловажными в оценке причин популярности сказочной серии Ролинг. В процессе чтения человек, в том числе и ребенок, начинает лучше осознавать причины своего поведения, произведение помогает ему раскрыть себя с иной стороны в отношениях с окружающими людьми. Анализируя психологические аспекты взаимоотношений Снегга и других героев книг о Гарри Поттере, мы будем опираться на психоаналитическое направление в психологии, которое считает движущей силой психического развития противоречие между бессознательным и сознанием. Каждый человек как личность неповторим и уникален. И эта уникальность выражается в понятии «Я». К 10—12 годам складывается образ «Я». У каждого человека есть образ самого себя, сумма представлений о себе, каким он сам себя видит, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного его исправляя и дополняя. Это, как правило, довольно симпатичный образ — каждый нормальный человек считает себя более или менее интересным, умным, способным, честным, добрым и т.п. Самая страшная трагедия человеческой жизни — распад об­раза, когда человек убеждается, соглашается, что он не добрый, не умный, что он, например, дурак или подлец. Как правило, жизнь после этого кажется конченой, в этом случае человек может даже убить себя. Однако существуют механизмы защиты Я, которые действуют бессозна­тельно, сохраняя личность от разрушения. Например: 📌 механизм вытеснения. Человек испытывает большое горе или столкнулся с чем-то настолько страшным, что его психика может не выдержать и разрушиться. Срабатывает механизм, и человек либо теряет сознание, либо вдруг забывает о постигшем его несчастье; 📌 механизм идентификации. Попытка избежать травмирующих переживаний, путем уподобления «угрожающему авторитету»; 📌 механизм проекции. Любые аффективные переживания переносятся на третье лицо; 📌 механизм сублимации. Преобразование бессознательных побуждений в активность, приемлемую для общества; 📌 механизм регрессии. «Соскальзывание» на более примитивный уровень мышления и поведения; 📌 механизм инверсии. Переворачивает импульс на прямо противоположный; 📌 И еще целый ряд механизмов имеет психика, защищающая свою целостность и гармоничность, чтобы человек не чувствовал себя в раз­ладе с миром и окружающими. Все эти механизмы проявляются в поведении Снегга. В подтверждение этого мы, опираясь на текст книг, попытались частично (так как серия еще не закончена) восстановить психологический портрет этого персонажа, отслеживая его взаимоотношения с другими героями сказочной серии. Продолжение следует...